Наша память бывает разной. В ее кратковременный отдел записывается информация, которая понадобится очень скоро, а затем ее можно будет благополучно «стереть». В долговременное хранилище попадают другие сведения – те, что пригодятся еще не раз и не два.
Как легко и просто включить кратковременную память, если завтра у вас внеплановое выступление, а читать текст с листа нельзя? Как запомнить большой информационный массив с прицелом на длительное использование? Давайте поговорим обо всем, от «быстрых» советов до проверенных временем мнемонических методик. А начнем с самого начала… правильно, с детства.
Первое и главное: нет людей с плохой памятью. Если вы считаете, что способность запоминать много и быстро вам просто не дана – истоки этого заблуждения, вероятнее всего, кроются еще в школьных временах. Обычная история: ребенок не может влет разучить стихотворение или длинное правило, путает термины и слова иностранного языка... Не из-за проблем с памятью – из-за неорганизованности, перегруженности программы, чрезмерной живости характера. В результате дневник пестрит двойками, взрослые укоряют за «дырявую память», а в сознании откладываются отрицательные эмоции, связанные с процессом запоминания.
Что делаем? Заменяем негативный опыт на позитивный. Сопровождаем информацию ярким образным, ассоциативным, эмоциональным фоном – и после нескольких успешных экспериментов информация начнет автоматически откладываться в специальной мозговой структуре, ведающей долгосрочной памятью.
Детям можно просто сказать – учите, это нужно! Привыкшие верить учителям и родителям, они послушно сядут учить. С взрослыми людьми такое не проходит, они хотят точно знать: а зачем нужно?
Итак, мотивация. Она может быть любой, но обязательно значимой для вас лично: например, выучить длинный отрывок пьесы, чтобы с блеском пройти просмотр и получить желанную роль в театральной студии. Или усвоить английский язык перед поездкой в США по студенческому обмену. Или перестать наконец скромничать в беседах и дискуссиях, а свободно пользоваться тем, что вы знаете и помните.
Четко определившись с целью, вы тут же обнаружите любопытную вещь: сознание самостоятельно настроится на учебный процесс, да еще и подскажет лучший способ его осуществления.
Ответ очевиден: зубрежка никогда и никому не шла впрок. Сколько студентов заваливали экзамены, когда поток бездумно затверженной информации прерывал вопрос педагога: все замечательно, а что вы сами об этом думаете?!
Но дело не только в том, чтобы избежать подобных неловких ситуаций. Доказано, что если с текстом для начала поработать – пару раз вдумчиво прочесть, набросать план, уточнить значение непонятных слов, – то объем запомненного будет в девять раз больше, чем при зубрежке. Вспомните «правило шпаргалки»: если вы составили ее самостоятельно, в 99% случаев она не понадобится, потому что все и так отложилось в голове. Конспекты, комментарии, словарики, подсказки помогают мозгу усвоить информацию, вырабатывая устойчивую реакцию на нее.
Также хорошая практика – рассказывать самые сложные места кому-то другому и потом обсуждать. Польза троякая: уйдет волнительный эффект «первого раза», останутся приятные эмоции от беседы, текст закрепится в памяти.
Успех запоминания напрямую зависит от правильной технологии. В самом деле, если человек две трети информации воспринимает «ушами», графический способ ему не поможет – а прирожденному визуалу будет мало толку от устных бесед. Увы, о временах, когда тип мышления будут определять еще в школе и соответственно подбирать методику усвоения информации, приходится только мечтать. Но взрослый человек может сориентироваться самостоятельно: просто попробовать на себе разные способы работы с памятью и сказать: «О, а вот это – моё!»
Начнем?
Такой способ не имеет ничего общего с зазубриванием, хотя суть его – в регулярном чтении и пересказе больших текстов. Но не как придется, а по строго определенной формуле.
Методика отлично подходит в случаях, когда заучивать объемные сложные тексты приходится постоянно.
Особенность мнемонических техник в том, что в помощь памяти призываются базовые органы чувств и личностный опыт. То есть, слова, термины или части текста соотносятся со знакомыми местами и событиями через визуальные образы, звуковой фон, тактильные ощущения. Каждая такая связь откладывается в сознании за 5-6 секунд, а чтобы вызвать из памяти информацию, достаточно «пристегнутого» к ней образа.
Сложно? Ничего подобного. Попробуйте самые популярные мнемонические техники и убедитесь в их простоте и эффективности.
Этот метод изобрел римский философ Цицерон, отсюда и название. Нам понадобится детально знакомое помещение; идеальный вариант – собственная квартира либо комната.
В нужный момент вы потянете за цепочку визуальных образов – и вспомните все нудную информацию. Прием хорош также для запоминания чисел, алгоритмов, перечислений.
Сядьте за стол, приготовьте чистый лист бумаги, авторучку или карандаш; инструмент должен быть удобным, чтобы вы не отвлекались в процессе.
Техника рассчитана на людей с визуальным типом восприятия; позволяет быстро заучивать стихи, списки, правила.
Метод предложен не кем-нибудь, а знаменитым физиком, лауреатом Нобелевской премии Ричардом Фейнманом, и основан на комбинации разных способов запоминания.
Так рекомендуется запоминать большие, сложные для понимания тексты с большим количеством терминов.
Это два способа вполне можно назвать «сломом шаблонов»: их действенность объясняется изменением привычного порядка работы с информацией, предназначенной к запоминанию.
Способ помогает усвоить объемные информационные массивы: например, запомнить важный доклад или выучить текст значимой театральной роли.
И, наконец, обещанные подсказки для случаев, когда задействовать память по максимуму необходимо вот-прямо-сейчас:
Ваш мозг может все! Запоминать, «раскладывать по полочкам», экстраполировать и систематизировать информацию – и выдавать ее по первому требованию. Достаточно подобрать наилучшую технику запоминания и поверить, что вы обладаете отличной памятью.